Специалист по безопасности пациентов Яна Луллу.
В середине июня в стационарных отделениях и ЭMO мы запустили пилотный проект по предотвращению падений пациентов. Мы стали использовать красные и оранжевые наклейки, а также браслеты, которые соответствуют риску падения пациентов: красные наклейки и браслеты предусмотрены для пациентов с высоким риском падения; оранжевые наклейки и браслеты выдаются пациентам со средним риском падения. Важно, чтобы браслеты были надеты на запястья пациентов. Когда пациенты переходят из одного отделения в другое, персонал может учитывать их риски падения. Для оценки риска используется шкала Морзе. Для оценки риска падения в педиатрическом отделении используются шкала «Хампти-Дампти».
Мы поговорили со специалистом по безопасности пациентов Яной Луллу о ходе проекта, пройденных этапах развития, проблемах и перспективах на будущее.
Яна, расскажите, пожалуйста, для начала, как возникла идея запустить новый проект? Какова его цель? Едва ли поводом для запуска послужил сиюминутный порыв попробовать что-то новое.
Действительно, это не был сиюминутный порыв. Мы довольно долго размышляли о том, как можно повысить уровень безопасности пациентов в больнице. Безопасность пациентов – это область, в которой всегда можно внедрять новые меры по улучшению, причем необходимость в улучшениях не обязательно должна быть вызвана конкретным случаем. Важно постепенно создавать систему, которая наилучшим образом защищает пациентов. Создание системы безопасности пациентов основывается преимущественно на профилактических мероприятиях. Проанализировав статистические данные Всемирной организации здравоохранения, различные случаи безопасности пациентов, а также наблюдения сотрудников и опыт пациентов, мы обнаружили, что в медицинских учреждениях часто происходят случаи падения пациентов. Мы провели мозговой штурм и нашли практический способ предотвратить падения в нашей больнице. В его основе лежит внедрение в стационарных отделениях и в ЭМО браслетов и наклеек, соответствующих риску падения каждого пациента. К сожалению, не все случаи, связанные с падениями, можно избежать полностью, а потому одна из целей – уменьшить количество таких случаев.
Кто и как определяет риск падения пациентов?
Риск падения пациентов определяет медсестра. Были разработаны специальные методы для определения риска падения. Один из них – шкала Морзе, применяемая в Эстонии. Она учитывает шесть основных компонентов: падения в истории болезни, количество диагнозов, наличие вспомогательных средств передвижения, введение внутривенных лекарств, походку пациента и психическое здоровье. В зависимости от выявленного риска падения медсестра надевает красный (высокий риск) или оранжевый (средний риск) браслет на запястье пациента. В ЭМО риск падения оценивается как низкий или высокий.
Как браслеты защищают пациентов от падений? Что нужно пациентам с высоким риском падения?
Браслеты предназначены для невербального информирования других сотрудников о риске падения пациентов. Таким образом, сотрудники могут сразу получить необходимую информацию, не запрашивая ее у коллег. Например, когда работник по уходу перевозит пациента из одного места в другое или перекладывает его в постель, он учитывает риск падения пациента и знает, как действовать. Пациенты с высоким риском падения нуждаются в большем внимании при размещении в палате, более подробном руководстве и более частом наблюдении.
Может ли измениться риск падения? Что будет сделано в таком случае?
Да, риск падения может измениться у одного и того же пациента во время пребывания в больнице, поскольку состояние здоровья пациента может быть нестабильным. Мы договорились, что оценка риска падения пациента будет проводиться каждые три дня. Кроме того, при падении пациента необходимо переоценить риск падения. Если пациента переводят из одного отделения в другое, то, как правило, в отделении, куда он переезжает, проводится переоценка риска падения с целью обеспечения актуальности этой информации. В этом случае не действует так называемая договоренность трех дней.
Какие действия могут снизить риск падения?
Таких действий много. Например: ознакомление пациентов с помещениями отделения и возможностями безопасного передвижения, обучение и поощрение использования кнопки тревоги в палате, обеспечение беспрепятственного доступа к кровати и туалету, обеспечение адекватного круглосуточного освещения, размещение личных вещей в непосредственной близости от пациентов, размещение кровати в самом низком положении, рекомендация носить обувь с противоскользящей подошвой и надежной фиксацией, объяснение рисков падения, связанных с состоянием здоровья, обучение действиям при падении и т. д. Большинство мероприятий включают в себя тщательную работу по повышению осведомленности.
Похоже, что деятельность в рамках пилотного проекта предполагает еще более тесное сотрудничество между персоналом и пациентами. Так ли это и на какой совместной деятельности нужно больше сосредоточиться?
Совершенно точно. В сотрудничестве и заключается основная сила, и на начальном этапе пилотного проекта мы получили тому очередное подтверждение. В первую очередь персоналу необходимо еще больше сотрудничать между собой в рамках проекта, особенно медсестрам и работникам по уходу. В сотрудничестве нужно уделять больше внимания общению. Прежде чем многие аспекты работы войдут в привычку, их необходимо многократно обсуждать. Также необходимо больше разговаривать с пациентами, чтобы повысить их осведомленность, дать советы и научить их, как действовать и вести себя в определенной ситуации.
Как вы оцениваете успех проекта на данный момент? Что будет с проектом дальше?
На данный момент я вижу, что проект развивается, как и предполагалось. Я много общаюсь с коллегами из разных отделов, собираю исчерпывающие отзывы, проверяю деятельность и результаты, при необходимости делаю предложения по корректировке деятельности. Поскольку это недавно запущенная инициатива, еще довольно рано давать оценку всему проекту. Я думаю, что по крайней мере до конца года необходимо собирать данные, проводить наблюдения и анализировать промежуточные результаты. Проект начался хорошо, и это радует. Имеются все предпосылки к тому, чтобы из пилотного проекта выросла хорошо функционирующая система.
Интервью брал Михаил Таммеару
Фото: Михаил Таммеару.